Черчение Школьный интернет-учебник
|
|
|||||||
|
Смартфоны Samsung Galaxy — Быстрая доставка по всей России. Отзывы реальных покупателей, фото, характеристики, рассрочка и скидки в интернет-магазине OZON. Черчение
Школьный интернет-учебник И.Ю. Ларионовой Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные положения Рабочая программа по технологии для VIII классов составлена на основе авторской программы по технологии (Черчение, 9 кл: В.А.Гервер, В.В.Степакова, Ю.Ф.Катханова, Е.А.Василенко, Л.Н.Анисимова; ответственный редактор В.И.Якунин) и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развития мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником представлений учащихся. Процесс освоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы созданы с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применение знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на условие соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребность работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимо обусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников. 2. Цели и задачи курса Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах: формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами; формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Тематический план рабочей программы «Технология» 8 классы
Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. 2. Содержание учебного предмета YIII (или IX) класc (35 часов) Введение (4 часа) Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы). Метод проецирования и графические способы построения изображений (6 часов) Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Выполнение изображений способами приращения толщины, разности и суммы. Технический рисунок. Решение творческих задач. Чтение и выполнение чертежей (7 часов) Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части; сопряжения). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Построение третьей проекции предмета по двум заданным. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Творческие задачи на пройденный материал. Сечения и разрезы (9 часов) Сечения и разрезы, сходство и различия между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Обозначение разрезов на чертеже. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже детали. Неполные изображения. Условности и упрощения на чертежах. Решение занимательных творческих задач по теме «Разрезы» Сборочные чертежи (9 часов) Общие сведения об изделии, о соединениях деталей. Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Разъемные и неразъемные соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе. Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение сборочного чертежа. Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
Обязательный минимум графических работ Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали. Чертеж детали, содержащий сопряжения. Эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и её технический рисунок. По чертежу детали выполнить необходимые сечения. По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений. Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения. Контрольная работа: По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали. 3. Требования к уровню подготовки учеников Результаты изучения курса «технология» приведены далее и полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры. Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач. В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: Иметь представления: об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России); об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации; о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры и пропорции) и положении предметов в пространстве; о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы; о видах соединений; о чертежах различного назначения. Знать: основы метода прямоугольного проецирования; способы построения прямоугольных проекций; способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения); правила оформления чертежей. Уметь: правильно пользоваться чертежными инструментами; выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения); наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок; выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами и ЕСКД; читать чертежи несложных изделий; деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одного из них; осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять детали в новом положении; применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). 4. Инструменты, материалы и принадлежности для черчения Доска чертёжная ученическая с рейсшиной (для формата А4). Готовальня школьная Угольники чертежные с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°. Трафареты для вычерчивания эллипсов. Бумага (чертежная, в клетку, калька). Карандаши марок «ТМ», «2М». Мягкий ластик. Инструмент для оттачивания карандаша. 5. Межпредметные связи Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрия), при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений - резьба, сопряжения), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). 6. Литература в помощь учителю Ботвинников А.Д. и др. Методическоле пособие по черчению - М.: ООО «Из-во Астрель»: 2008. Владимиров Я.В. Черчение: учеб.пособие / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения М.: ВЛАДОС, 2005. Литература для учащихся 1. Ботвинников А.Д. Черчение. / А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 2010. 2. Виноградов В.П., Василенко Е.Н.,Альхименок А.А. и др Словарь-справочник по черчению, - М.: Просвещение, 2006. 3. Владимиров Я.В. Рабочая тетрадь по черчению / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008. 4. Воротников И.А. Занимательное черчение, М.: Просвещение, 2005.
При использовании материалов сайта не забывайте указывать автора и делать ссылки.
© Ларионова И.Ю., 2013-2015 |
Copyright MyCorp © 2024 |