Школьный интернет-учебник И.Ю. Ларионовой
Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Рабочая программа по технологии для VIII классов составлена на основе авторской программы по технологии (Черчение, 9 кл: В.А.Гервер, В.В.Степакова, Ю.Ф.Катханова, Е.А.Василенко, Л.Н.Анисимова; ответственный редактор В.И.Якунин) и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развития мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником представлений учащихся.
Процесс освоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы созданы с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применение знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на условие соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребность работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимо обусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
2. Цели и задачи курса
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию пр.;
научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Тематический план рабочей программы «Технология» 8 классы
№ п/п |
Разделы |
Кол-во часов по программе |
|
1 |
Введение |
4 |
|
2 |
Чтение и выполнение чертежей |
7 |
|
3 |
Метод проецирования и графические способы построения изображений |
6 |
|
4 |
Сечения и разрезы |
9 |
|
5 |
Сборочные чертежи |
9 |
|
|
Итого: |
35 часов |
|
Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями.
2. Содержание учебного предмета YIII (или IX) класc (35 часов)
Введение (4 часа)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Метод проецирования и графические способы построения изображений (6 часов)
Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов.
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Выполнение изображений способами приращения толщины, разности и суммы. Технический рисунок. Решение творческих задач.
Чтение и выполнение чертежей (7 часов)
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части; сопряжения). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Построение третьей проекции предмета по двум заданным. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Творческие задачи на пройденный материал.
Сечения и разрезы (9 часов)
Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах.
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Обозначение разрезов на чертеже. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии. Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже детали. Неполные изображения. Условности и упрощения на чертежах. Решение занимательных творческих задач по теме «Разрезы»
Сборочные чертежи (9 часов)
Общие сведения об изделии, о соединениях деталей.
Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.
Разъемные и неразъемные соединения. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.
Сборочный чертеж: изображения на сборочном чертеже, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение сборочного чертежа.
Деталирование. Выполнение чертежа простой сборочной единицы.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
Обязательный минимум графических работ
Чертеж в трёх видах по наглядному изображению детали.
Чертеж детали, содержащий сопряжения.
Эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и её технический рисунок.
По чертежу детали выполнить необходимые сечения.
По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений.
Разработать конструкцию одной из деталей, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
Контрольная работа: По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали.
3. Требования к уровню подготовки учеников
Результаты изучения курса «технология» приведены далее и полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.
Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Иметь представления:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры и пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
о видах соединений;
о чертежах различного назначения.
Знать:
основы метода прямоугольного проецирования;
способы построения прямоугольных проекций;
способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
правила оформления чертежей.
Уметь:
правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами и ЕСКД;
читать чертежи несложных изделий;
деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одного из них;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять детали в новом положении;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
4. Инструменты, материалы и принадлежности для черчения
Доска чертёжная ученическая с рейсшиной (для формата А4).
Готовальня школьная
Угольники чертежные с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°.
Трафареты для вычерчивания эллипсов.
Бумага (чертежная, в клетку, калька).
Карандаши марок «ТМ», «2М».
Мягкий ластик.
Инструмент для оттачивания карандаша.
5. Межпредметные связи
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрия), при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений - резьба, сопряжения), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
6. Литература в помощь учителю
Ботвинников А.Д. и др. Методическоле пособие по черчению - М.: ООО «Из-во Астрель»: 2008.
Владимиров Я.В. Черчение: учеб.пособие / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения М.: ВЛАДОС, 2005.
Литература для учащихся
1. Ботвинников А.Д. Черчение. / А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградов В.П., Василенко Е.Н.,Альхименок А.А. и др Словарь-справочник по черчению, - М.: Просвещение, 2006.
3. Владимиров Я.В. Рабочая тетрадь по черчению / Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман. – М.: Владос, 2008.
4. Воротников И.А. Занимательное черчение, М.: Просвещение, 2005.
© Ларионова И.Ю., 2013-2015